Сейчас к переулкам Арбата принято относить район южнее улицы Старый Арбат, примерно до Пречистенки. На самом деле еще до 1960-х годов этим словосочетанием назывались, наоборот, улицы севернее – в сторону Патриарших прудов. Ситуация поменялась после строительства улицы Новый Арбат (ранее – проспект Калинина). Прямой широкий проспект прошел прямо по бывшим улочкам и кварталам.
С карты Москвы были стерты Кречетниковский переулок и Собачья площадка, частично – Большая и Малая Молчановки. Из-за искусственности Нового Арбата люди прозвали его «вставной челюстью Москвы»– даже внешне торчащие «дома-книжки» чем-то напоминают зубы.
Тем не менее, по обе стороны от улицы сохранилась существенная часть старой архитектуры. В целом застройка района – это микс стилей и эпох. Здесь есть и одноэтажные деревянные особнячки, и усадьбы XVIII века, и самые значимые памятники московского модерна, и цековские дома, и строения последних десятилетий.
Интересно наблюдать за исторической преемственностью и сменой статуса в отдельных небольших локациях. Например, улица Поварская вплоть до конца XIX века считалась аристократической, на рубеже веков здесь селилась уже в основном буржуазия, советские времена принесли сюда культурный флёр (здесь работал Союз писателей СССР, расположены Гнесинка и Центральный дом литераторов).
И сейчас улица остается одной из самых солидных и престижных – здесь размещены несколько посольств, два театра, строится элитный комплекс апартаментов «Театральный дом».
У района есть две несомненные визитные карточки и первая из них – это знаменитая улица Арбат, появившаяся еще в XVI веке и менявшаяся несчетное количество раз. В 1986 году она стала первой организованной пешеходной улицей Москвы и является одной из главных туристических достопримечательностей столицы.
«Арбат – одна из прекраснейших улиц Москвы, - считает Кристина Томилина, директор департамента продаж городской недвижимости Savills. - Даже мы, брокеры, искушенные специалисты, которых сложно чем-то удивить, с радостным волнением прогуливаемся по мощеному тротуару и разглядываем витрины в ожидании клиента перед показом. Однако чисто с профессиональной точки зрения дома на улице Арбат не всегда соответствуют требованиям, которые предъявляют покупатели жилья премиум-класса в центре Москвы».
Эксперты сходятся во мнении, что настоящим очарованием обладают Арбатские переулки. Даже от названий улиц веет чем-то древним и истинно московским. Например, Денежный переулок назван так, поскольку здесь была расположена слобода денежных мастеров Государева Монетного двора, здесь жили гравёры и чеканщики монет. А улица Сивцев Вражек получила свое название из-за того, что здесь был овраг, в котором протекал ручей Сивка.
«В целом нынешняя сетка улиц была сформирована именно рельефом. Люди «протаптывали» дорожки вдоль оврагов, речек и ручьев. Гораздо позже, уже после пожара 1812 года, Москву перестроили, многие овраги засыпали и выровняли, однако сама форма улиц и извилистость дорожек сохранилась», - объясняет Александр Усольцев, редактор проекта «Прогулки по Москве».
Застройка Арбата совершенно разнообразная, ее костяк, по словам эксперта, составляют здания второй половины XIX – начала XX вв. Самые старые из них – это Храм Успения на Могильцах, переживший пожар 1812, и дом Поливанова, построенный в 1820-е.
Некоторые исторические постройки красноречиво свидетельствует о предприимчивости, свойственной московским домовладельцам во все времена. Например, деревянные одноэтажные дома с мезонином, представляющие типичный старомосковский стиль.
Или, скажем, дом поручика Поливанова по адресу Денежный переулок, 9/6, который с фасада выглядит одноэтажным, а с другой стороны чудесным образом предстает трехэтажным, не меняясь при этом в высоту. Объясняются эти причуды архитектуры очень просто: налог на имущество зависел от этажности, дома, а этажи считались по фасаду. При этом чердак с небольшим выступающим окном формально этажом не являлся.
«В Арбатских переулках сохранилась особая аура – это жилой район с неторопливой атмосферой, зелеными дворами и красивыми домами, - отмечает генеральный директор агентства недвижимости «Мезон» Екатерина Бонч-Бруевич. - Я люблю дореволюционные фасадные дома, они там везде, и немногочисленные сохранившиеся старинные усадьбы.
Самые красивые дома-дворцы отданы посольствам, они, конечно, лучше всего сохранены, прекрасны внутри и снаружи. Мне посчастливилось побывать в некоторых из них, например, в посольстве Италии, это лучше музея! А еще там есть небольшие домики со своими участками, люди там живут, как на даче, и это скрыто от посторонних глаз. А еще лично для меня любимый старый цековский дом – Староконюшенный, 19, где жили мои бабушка с дедушкой (в нем же жил Хрущев и еще много кто)».
Вторая визитная карточка – тот самый Новый Арбат, разрубивший исторически сложившийся район, и все же знаковый для всего города. Его строительство внесло, безусловно, самые значительные изменения в облик района. Он стал частью федеральной трассы, которая одной прямой соединяет Кремль с Рублевским шоссе.
Изначально проект датировался 1935 годом, но из-за войны был реализован лишь спустя 30 лет, уже при Хрущеве. В результате мы получили одну из самых интересных и вместе с тем спорных улиц столицы. Чего стоят дома-книжки! Считается, что идея их постройки пришла в голову генсеку после посещения Америки и навеяна увиденными там небоскребами.
Вместе с тем неоспоримым достоинством Нового Арбата стал тротуар вдоль нечетной стороны, превышавший по ширине улицу Горького, с которой тогда было принято сравнивать все улицы в столице. На нижних ярусах «книжек» располагались магазины, и от метро до них троллейбус по утрам шел забитый ровно две остановки – сограждане ехали за дефицитом.
В целом Арбат с начала XX века стал площадкой градостроительных экспериментов. Тогда стремительно менялось все – от экономики и политического строя до архитектурных веяний. На рубеже веков самым новаторским стилем в России был модерн – и здесь расположены наиболее известные в Москве его образцы: особняк Листа в Глазовском переулке (архитектор – Лев Кекушев) и особняк Рябушинского на Малой Никитской улице (архитектор – Федор Шехтель), где сейчас расположен дом-музей Максима Горького.
После революции советские архитекторы экспериментировали с конструктивизмом. В этом стиле, в частности, была перестроена существенная часть старого Арбата. Немало домов было снесено, улица расширена, а многие сохранившиеся здания надстроили и «подогнали» под единый карниз.
Особняком стоит дом архитектора Мельникова в Кривоарбатском переулке, который является, наверное, самым новаторским зданием в районе Арбата тех времен. Дом в стиле советского авангарда стал всемирно известным памятником благодаря необычному дизайну и передовым инженерно-архитектурным решениям. Сооружение было официально признано экспериментальным и опытно-показательным, а многие конструктивные решения были впоследствии запатентованы как технические изобретения.
Эксперименты продолжались весь советский период, а вот застройку 1990-х трудно назвать ценной с архитектурной точки зрения. В начале нулевых отдельные девелоперы осознали, что нужно более бережно вписывать новые проекты в существующую застройку. Примером такого аккуратного строительства является ЖК «Дворянское гнездо», которому за это была присуждена Российская общенациональная премия «Российские созидатели 2005».
В 2010-х новые московские власти стали строже подходить к новому строительству в центре Москвы – теперь оно преимущественно происходит в рамках реконструкции исторических зданий. Хороший пример – «Театральный дом» на Поварской улице, вл. 8/1/1. Ранее это был доходный дом, в котором располагалась театральная студия Станиславского и Мейерхольда. Реставрацию главного фасада здания XIX века, созданного архитекторами Гартманом и Струковым, и новое строительство осуществляет «Галс-Девелопмент».
«Мы предусмотрели сохранение внутренних стен фасада XIX века со стороны Поварской улицы, а также современные планировки и инфраструктуру (подземный паркинг, бесшумные лифты, апартаменты с открытыми террасами, эксклюзивный дизайн мест общего пользования). Сохраняя облик здания, созданный в классической архитектурной традиции, мы чтим историю района. Безусловно, комплекс «Театральный дом» станет украшением его уединенных улиц.
Вместе с тем мы создаем комфортное жилое пространство с аурой старинного московского особняка, которое придется по душе самым взыскательным покупателям», - комментирует Леонид Капров, старший вице-президент-коммерческий директор «Галс-Девелопмент». Архитектурный проект «Театрального дома» был разработан ГУП «Моспроект-2 им. М.В. Посохина». В рамках реставрационных работ, которые проводит группа известных архитекторов под руководством Бориса Савина, будут восстановлены карнизы и декоративные элементы фасада.
Так эпоха стилистических экспериментов в районе Арбата сменилась осознанием необходимости сохранять исторический облик. И даже в процессе возврата к традициям Арбат все равно в авангарде. Здесь раньше, чем во многих других районах, поняли, что здания из стекла и бетона могут исковеркать то теплое и настоящее, что осталось в сердце Москвы. Сейчас внимание к архитектурному наследию уже стало трендом в застройке центра столицы, что позволяет сохранить историческую атмосферу старых районов.