МЕНЮ
Избранное0 Срочный выкуп

Жители Маяковской: настоящее добрососедство

04.08.17 «Индикаторы Рынка Недвижимости» (www.irn.ru)

Традиции добрососедства в центре Москвы, как и во многих других крупных мегаполисах, к сожалению, во многом утеряны. Это закономерный процесс, связанный с динамичностью города и большим количеством людей, как живущих в нем, так и приезжающих на работу или просто погулять. Однако район Маяковской является исключением из этого правила.

То ли это особенность района, то ли люди такие подбираются, но в тихих двориках Патриарших, да и в других местах в районе, действительно существует особое сообщество. Многие соседи знают друг друга, здороваются, дружат и способны объединяться ради решения проблем. Так, они вместе вставали на защиту старинных деревьев от незаконной вырубки, а затем сообща добивались соблюдения тишины местными кафе и ресторанами в ночное время. Возможно, все это из-за пресловутой социальной однородности, а может быть, дело в духе места и вековых традициях района. Откуда же это пошло?

Давние традиции

Еще в давние времена в этом районе размещались слободы – районы, в которых селились люди одной профессии, обычно на государственной службе. Это были поселения с собственными органами самоуправления, многие задачи они решали сообща. Приходские церкви внутри слобод были местом встреч и во многом работали как локальный объединяющий фактор. В Воротниковской слободе была построена церковь Святого Пимена, приходской церковью в Стрелецкой слободе была Знаменская.

 

Самая крупная и сплоченная слобода в этом районе – Тверская ямская. Здесь со второй половины XVI века жили ямщики, обслуживающие дорогу между Москвой, Тверью и Новгородом. Постепенно город расширялся и вытеснял слободы дальше и дальше от Кремля. Однако здесь долго сохранялся слободской уклад жизни, даже когда границы Москвы вышли за пределы нынешнего Садового кольца. Эта местность утратила слободской характер только после того, как район полностью сгорел в 1812 году.

Тверская улица уже стала главной в Москве, сюда стали переезжать знатные москвичи из аристократии и культурной элиты. Например, в конце 1812 года участок у Патриаршего пруда купил поэт Иван Дмитриев – не самый известный сейчас автор золотого века, однако тогда вокруг него формировался серьезный круг литературных звезд. Он близко дружил с Державиным, познакомился с Пушкиным, когда тому было всего 10 лет. В гости к Дмитриеву на Патриаршие, помимо них, заезжали Гоголь, Крылов, Жуковский и многие другие.

Культурная богема

Район Маяковки еще в старой Москве считался одним из самых интеллигентных. Например, в одном только Трехпрудном переулке длиной менее 300 метров в разное время жили барон Фон Дельвиг, архитекторы Николай Эйхенвальд, Сергей Шуцман, Сергей Гончаров, а позже его дочь художница-авангардистка Наталья Гончарова, здесь родилась и провела детство Марина Цветаева.

«В окрестностях Триумфальной площади, где почти каждый дом связан с именем выдающегося деятеля культуры, сформировалась уникальная социальная однородность, причем не только и не столько по имущественным признакам, сколько по общему высокому культурному уровню местных жителей. Это очень ценят как они сами, так и покупатели жилья в новых проектах», – говорит Леонид Капров, старший вице-президент компании «Галс-Девелопмент », реализующей элитный квартал «Сады Пекина» на Большой Садовой улице.

Кстати, Марина Цветаева познакомилась с Натальей Гончаровой в 1928 году. Не в этом районе, в котором они обе на тот момент уже не жили, и даже не в Москве, а в Париже – в эмиграции. После они много общались, на основе этого Цветаева написала большой очерк о художнице, существенная часть которого была посвящена Трехпрудному переулку, который для обеих был родным и любимым.

Один из лучших представителей московского модерна – Федор Шехтель – построил в Ермолаевском переулке собственный дом. Шехтель тесно дружил с художником Николаем Чеховым, который, к сожалению, не дожил до строительства дома архитектора. Зато в нем бывал Антон Чехов, который после смерти брата тоже сдружился с Шехтелем.

«Репутация самой «богемной» части Тверского района – от станции метро Маяковской до Патриарших прудов, где столетиями проживала московская творческая интеллигенция, лишь косвенно влияет на ценообразование, но добавляет возводимому объекту неповторимый шарм и становится его конкурентным преимуществом», – считает Леонид Капров.

Центр культуры

В XX веке район Маяковской стал еще больше ассоциироваться с московской интеллигенцией. В этом плане с ним может конкурировать разве что Арбат (см. «Интеллигентное соседство на Арбате: от Пушкина до Гафта»).

В первую очередь, вспоминается Михаил Булгаков. Район не только стал местом действия его романа «Мастер и Маргарита», но и связан непосредственно с жизнью писателя. Так, прототипом «нехорошей квартиры» стала квартира номер 50 по адресу Б. Садовая, 10, которая сейчас является музеем писателя. Здесь в начале 1920-х годов жил сам Булгаков со своей первой женой Татьяной Лаппой после переезда в Москву.

«Этот дом сам по себе имеет интересную историю. Его построил табачный магнат, владелец фабрики «Дукат» Илья Пигит в 1903 году. Дом связан не только с именем Булгакова. Здесь жили художники Петр Кончаловский, Аристрах Лентулов, Георгий Якулов. Дом собирал творческую «тусовку» тех лет, здесь гостили многие художники, писатели, поэты. Например, Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан именно здесь – в мастерской художника Якулова», - рассказывает редактор проекта «Прогулки по Москве» Александр Усольцев.

Напротив дома писателя Булгакова расположен один из самых узнаваемых объектов района – легендарная гостиница «Пекин», построенная по проекту архитектора Дмитрия Николаевича Чечулина – основоположника стиля «сталинский ампир». В 50-60 годы прошлые века в гостинице останавливались такие известные личности, как Аркадий Райкин, Марина Влади, Лолита Торес, Дин Рид, Марсель Марсо и многие другие.

По другую сторону от Тверской находится другой культовый район – Каретные переулки рядом с садом «Эрмитаж». Его культурная и объединяющая роль ярче всего проявилась во второй половине XXвека. Здесь провел детство и юность Владимир Высоцкий, который посвятил этому песню «Большой Каретный». Даже после переезда Высоцкий нередко приезжал сюда ради встреч со старыми друзьями.

В 1980-е годы здесь сформировался один из центров советской андеграундной культуры. В Большом Каретном переулке жил и писал песни Петр Мамонов. Сам музыкант затем переехал в деревню, но семья музыканта осталась там.

Рядом до сих пор живет его знакомая художница Света Виккерс – одна из ярчайших представителей позднесоветской богемы. В начале 1990-х художница открыла в саду «Эрмитаж» одноименный клуб. Несмотря на то, что он просуществовал чуть более трех лет, место стало культовым для Москвы – это был один из первых рейв-клубов на пост-советском пространстве.

Для культурной элиты

В настоящее время портрет населения в целом схож с другими центральными районами. «Среди жителей района Маяковки можно встретить представителей крупного бизнеса, киноиндустрии, шоубизнеса, властных структур», - говорит Кристина Томилина, директор департамента продаж городской недвижимости Savills в России.

Есть семьи, которые живут с советских времен. «В основном это была интеллигенция – ученые, деятели культуры, искусства, - рассказывает генеральный директор агентства недвижимости «Мезон» Екатерина Бонч-Бруевич. - При этом в «цэковские» дома заселяли советскую партийную элиту. И еще здесь было огромное количество коммуналок, туда по комнатам селили лимитчиков, дворников.

Когда появилась возможность покупать квартиры, расселять коммуналки, сюда потянулись новые люди, понимающие ценность района. Это были в основном опять же москвичи, культурные, образованные и с хорошим достатком, много известных людей. Благодаря во многом такому составу жителей "Патрики" сейчас обрели такую огромную популярность». Район вокруг Маяковской до сих пор популярен у культурной элиты. Здесь живут Татьяна Догилева, Надежда Михалкова, Светлана Бондарчук, Рената Литвинова.